Изменения в ПДД. Аналитика и прогноз.

  Автоновости
После трагических событий в Харькове, правительство решило срочно принять меры по улучшению ситуации на дорогах и повышению безопасности движения. Некоторые новшества уже в работе. Так, для выпускников автошкол, стал сюрпризом срок действия полученного ими водительского удостоверения — 2 года. А с первого января 2018 по городу нельзя будет передвигаться быстрее чем 50км/ч.
По мнению инициаторов данных нововведений, это должно способствовать улучшению ситуации на дорогах Украины. Давайте проанализируем данные изменения и попробуем спрогнозировать какой от них можно ждать эффект.

Катайся 2 года, а там посмотрим…

Первое новшество вступившее в силу, изменение срока действия водительского удостоверения. После получения — действительно 2 года, а по истечению двух лет, при отсутствии более чем двух административных штрафов или одного серьезного правонарушения, замена на новое водительское удостоверение срок которого уже 30 лет. Если же таковые имеются, то необходимо снова сдавать экзамены и опять получать «временные права».
Что же послужило поводом для принятия такого решения? Алене Зайцевой (виновница ДТП в Харькове) – как раз 20 лет. За то время, что она провела за рулём, собрался приличный багаж нарушений. Но стоит ли всех новичков считать потенциально  СВЕРХ опасными участниками дорожного движения? Дело в том, что для всех, кто хоть немного интересовался статистикой, не является сюрпризом тот факт, что водители со стажем до двух лет попадают в ДТП значительно реже (!), чем водители стаж которых от 2 до 5 лет. Статистика 2016 года в Украине показывает 25% ДТП приходится на водителей стаж вождения которых менее двух лет. Давайте разберемся детально. Так сказать «+» и «-»  начинающих автолюбителей.
Начнем с плюсов: 
  1.  Повышенная концентрация внимания. Начинающий водитель в любом случае не может чувствовать себя комфортно в агрессивной для него среде городского трафика, поэтому он проявляет большую осторожность, максимально концентрируется на дороге. И не пишет смски по телефону (пока ещё) во время движения, как многие в наше время.
  2.  Большая ответственность. Первый автомобиль (даже если он папин, дядин, дедушкин) в любом случае первый. Хочется что бы он был в полном порядке. Конечно, многое упирается в финансовые возможности, но новичок старается поддерживать свой автомобиль в исправном техническом состоянии, в отличие от некоторых, у которых гремит до тех пор, пока не отвалится.
  3.  Знание ПДД. Да-да, не удивляйтесь. Они только закончили автошколу и сдали экзамены! Знают все последние изменения в ПДД, разобрали все экзаменационные билеты. (Или вы знаете способ получения водительского удостоверения, без всего вышесказанного?!) Сейчас, данные автолюбители могут правильно ответить на те теоретические вопросы, на которые водитель со стажем даст неверный ответ, но при этом будет считать, что он прав на все 100%
  4.  Автомобиль с малой мощность двигателя. Как правило, первый автомобиль является бюджетным, со средними характеристиками мотора, что в свою очередь, позволяет сгладить те ошибки в управлении, которые в любом случае допускаются новичками и которые не прощает автомобили с серьезными  характеристиками.
  5.  Обозначение автомобиля. Не все конечно, но многие начинающие не стесняются вешать на авто букву У, туфельку, или все вместе, дабы предупредить остальных о себе, мол, не сильно критикуйте и держитесь подальше, я только учусь.
Но есть и минусы:
  1.  Отсутствие опыта. Да, это та вещь, которую невозможно купить. Опыт достается только собственными усилиями и на собственной же шкуре. И прежде всего, это опыт связанный с особенностями движения на наших дорогах. Ни для кого не секрет, что наши ПДД очень сильно устарели и некоторые требования уже физически не выполняется на дорогах. Например, разъезд на перекрестках.
  2.  Слабые навыки и рефлексы. С этим тоже не приходится спорить. Для улучшения навыков требуется практика. И как говорят спортсмены — 90% совершенства в управлении техникой можно добиться за пару лет, а вот оставшиеся 10% — тренировать всю жизнь.
  3.  Нерешительность и психологическая напряжённость.Бывает ситуации, когда излишняя осторожность новичков, уже идёт во вред. С этим тоже ничего не поделаешь, с опытом проходит.
Теперь поговорим про ограничения для водителей, стаж которых менее двух лет.
Собственно, до недавнего времени оно было одно — на загородных дорогах максимально допустимая скорость 70км/ч. Теперь ещё «добавили временные права». Что из этого может реально помочь нашему новичку?
Ограничение в 70 км/ч есть только на бумаге, его ни кто не соблюдает и это невозможно контролировать. Оно больше напоминает «галочку в отчёте» мол, вот же, мы беспокоимся про новичков. «Временные права» также весьма сомнительное ограничение. Ведь реально, после автошколы, садятся за руль не более 20% выпускников, остальные ждут, когда в Украине растаможка перестанет стоить три цены автомобиля. Получается, что через два года, человек идёт и получает водительское удостоверение, сроком уже на 30 лет, при этом не имея никакого практического опыта и позабыв все знания из автошколы. И таких будет 80%! Мое мнение, польза от таких ограничений будет минимальной. Будут собирать статистику и рапортовать, что вот, в том месяце три новичка на переаттестации, а в этом — пять. Будет ПЛАН на следующий месяц — семь новичков отправить на переаттестацию! Вот как мы беспокоимся о вашей безопасности… Правда общая статистика ДТП при этом, меньше не станет. Я в этом уверен.
Что могло бы реально помочь, по моему мнению, так это ограничение по мощности двигателя. Ведь чем мощнее автомобиль, тем больше его возможности, но тем и выше требования к водителю, севшему за руль такого транспортного средства. Кстати, в мире мотоциклистов, это уже давно стало аксиомой, первый мотоцикл не должен быть объемом больше, чем 400см³, неписанное правило, которое может сохранить новичку жизнь.
Второе — обязательное обозначение авто, к примеру буквой «У» или «Н», не важно..  Сегодня  букву  воспринимают по разному, кто-то считает, что ездить с У «западло» другие, обклеивают всю машину, но если буква будет не только наклеена на стекло, а еще продублирована на магните, на крыше автомобиля, то при превышении скорости её просто сдует! Инструктора автошкол это отлично знают и не позволяют ученикам пренебрегать скоростным режимом. Как вариант, для контроля максимальной скорости у новичков.
И не менее важный, а может быть и первостепенный пункт — изменения процедуры приема экзаменов. Как минимум, необходимо иметь возможность увидеть этот самый экзамен. Он должен быть записан на видео и быть сохранен  хотя бы в течение двух лет после сдачи.
Думаю, такие нововведения позволили бы снизить аварийность среди новичков…. В любом случае, то что делают сейчас, больше похоже на эмоции, а не на взвешенные решения. Правда, не стоит забывать, что это лишь 25% от общей массы!

Быть может снижение скорости до 50км/ч повлияет  на оставшиеся 75% ДТП? Давайте разбираться.
Рассмотрим ситуацию на примере нашего родного города Одессы.
Дороги в Одессе условно можно разделить на три категории.
1. Узкие улочки со слепыми перекрестками. Таких мест полно во всех районах города.
2. Длинные, многополосные дороги.
Соединяют поселок Котовского и Таирова с центром города.
3. Центральные улицы и основные развязки.
На сегодняшний день ни на одной из дорог Одессы я не встречал отдельного ограничения скорости в большую сторону. Таким образом, между домов, в центре города и по пустой, трёх полосной дороге, где все движутся в одном направлении и нет жилых кварталов, одесситы должны придерживаться скорости 60км/ч. А с первого января 2018 года — 50км/ч.
На практике мы имеем следующую картину, как говорится, маслом.
1. На узких улочках скорость редко превышает 40-50км/ч, а перед проездом перекрестка, грамотный водитель всегда сбросит и до 20км/ч, даже если он двигается по главной дороге. Причина тому, практически полностью отсутствующий обзор.
2. Длинные прямые с отличным обзором и с минимальным наличием пешеходов используют максимально высокий скоростной режим в районе от 80 до 110 км/ч. Если, конечно же, они не забиты автомобилями, но об этом чуть позже.
3. Центральные улицы имеют высокую концентрацию пешеходов и пешеходных переходов, светофоров, перекрестков. Там скорость колеблется от 40 до 70км/ч в зависимости от обзора и ширины проезжей части.
В своё время представители ГАИ имели возможность контролировать скорость при помощи радаров. Как вы понимаете, посты их находились в 90% случаев на дорогах второго типа.

Помните?

Но все эти дороги в час пик имеют одинаковую скорость в 3-5км/ч!!!! Да-да, в эти моменты пешком идти можно быстрее чем ехать на машине.
И так, задача. Вам нужно приехать 4 километра. В течение 45 минут вы едите три из них со скоростью 4км/ч. Вопрос: с какой скоростью вы проедете оставшийся километр пути, при условии что у вас появилась относительно свободная дорогая. Да, с максимально возможной скоростью. Психологический момент, ускориться по максимуму, чтобы нагнать упущенное в пробке время. Это реалии нашего города.
Уверен, абсолютное большинство будет согласно не превышать скорость в 50км/ч при условии, что эту самую скорость можно поддерживать в любое время суток! Конечно, иногда происходят заторы, но они не должны быть нормой, ежедневными муками и страданиями людей, а сейчас это именно так. Так же, практика показывает, что различные типы дорог и их местоположение на карте города требуют разных ограничений скоростного режима. И основная задача данного вопроса — увеличение пропускной способности дороги, оптимизация дорожного движения, что в свою очередь, напрямую будет способствовать повышению  БЕЗОПАСНОСТИ!
Подводя итоги, я могу предположить с высокой степенью вероятности, что введённые изменения не в состоянии положительно повлиять на реалии наших дорог. Более того, они носят явный эмоциональный характер и не подкреплены конкретным анализом и статистикой.
По-прежнему актуальна для наших дорог фраза: спасение утопающих, дело рук самих утопающих… Но несмотря ни на что, мы верим в лучшее!
Удачи вам на дорогах!
Общественный инспектор по безопасности на транспорте, Московченко Андрей, специально для «MoreNews».
Recent Posts